Домой   Карта сайта   Контакты
       www.kortiks.ru
Кортики мира
Показать все статьи




Главная             Каталог кортиков             Статьи             Оружейные сайты             Контакты
Главная » Статьи » Катана - Серебряный Феникс

Катана - Серебряный Феникс



 Мир японской борьбы сумо сложен, многогранен и уходит своими историческими корнями в глубокую древность. Со времён раннего Средневековья сумо неизменно оказывалось в центре внимания огромного скопления зрителей. Соревнования силачей, где бы они не проходили  на площадях городов, у храмов или в дворце Императора  всегда несли в себе нечто большее, чем просто развлечение толпы и демонстрацию огромного многообразия изощрённых, эффективных и зрелищных технических приемов.Чтобы понять всю внутреннюю красоту и гармонию сумо, необходимо увидеть в этом древнем искусстве срытую от глаз большинства любопытствующих сакральную, духовную составляющую. Тогда, возможно, станет понятной вся обрядовая, каноническая, пропитанная символами из народных эпосов и храмовых традиций, «театральностью», и полная условностей и ритуалов смысловая доминанта всего действа.

Сумо в каком-то смысле вообще не является спортом. На круглый глиняный помост дохё выходят не просто спортсмены-борцы  чудо-богатыри, сошедшие с древних гравюр. Перед схватками на помосте эти огромные, похожие на ожившие статуи древних богов силачи бьют в ладоши, привлекая внимание божеств, и подбрасывают вверх пригоршни соли, освящённой в храме, чтобы отогнать злых духов и демонов. Это  воины духа, решающие на ринге спортивные задачи и определяющие в борьбе друг с другом достойнейшего. Того, кто сможет носить звание yokozuna («великого чемпиона») и на кого нисходит особая благодать, особая духовная сила, делающего такого человека вместилищем духа древних богов Ямато.Кульминацией каждого дня соревнования становится особый выход на помост действующего чемпиона yokozuna, и совершаемый им древний, синтоистский ритуальный танец  по сути, гимн чтимым духовным традициям. Приверженцы традиционной японской религии синто уверены, что в это время, в наш материальный мир нисходят древние, высшие духи, воплощённые в теле великого чемпиона.Навершие рукояти меча (kashira) выполнено в виде традиционной крыши синтоистского храма. В наши дни над каждым помостом, где выступают профессиональные рикиси (борцы сумо высшего ранга), возводится подобного вида крыша как символ причастности происходящего к многовековой сакральной истории сумо. Обычно под такой символической крышей подвешиваются специальные полотнища пурпурного цвета, символизирующее переменчивое грозовое небо. На мече в этом месте изображены грозовые тучи  своего рода подсказка о том, что действие относится к чему-то более значимому, нежели к выступлению борцов на помосте.

Обычно под храмовой крышей, распростёртой над-дохё, организаторы соревнований подвешивают кисти зелёного, красного, белого и чёрного цветов, по расхожему мнению, символизирующие времена года: весну, лето, осень и зиму  соответственно. Но, исходя из общих представлений о мире религии синто, можно смело утверждать, что речь здесь идёт скорее о периодах жизни и течении времени вообще. Зарождение и развитие (детство), полнота сил и реализация (молодость), достижение предельного уровня развития и увядание (зрелость), и, наконец, смерть (старость), дающая и указывающая дорогу новой жизни. Поэтому кисти, свисающие над помостом, как и колонны в храме,  символ вечно движущегося, зарождающего жизнь и одновременно несущего в себе смерть, самого всесильного времени.Kashira заканчивается четырьмя элементами, удлинённые концы которых вплетены между витков шёлкового шнура. Эти стилизованные серебряные элементы со вставками из нефрита, коралла, перламутра и агата своими очертаниями напоминают цветные шёлковые кисти над дохё.Кольцо, опоясывающее начало рукояти (fuchi), также выполнено в виде грозовой тучи, что символически отдаляет небесную сферу от дохё, делая небо более возвышенным, объёмным и надмировым.Ножны меча (sai) украшены резьбой и тонкой лаковой росписью с использованием золотого порошка. Объятые пламенем маски демонов, чьи белые от злобы глаза выполнены из драгоценных металлов и перламутра, в страхе покидают место поединка. Освящённая соль, выпущенная из руки богатыря, ранит и теснит их. Соль, подброшенная вверх, похожа на веер или расправленные крылья птицы, изображена на ножнах особыми широкими линиями, выполненными из лака с переливающимися миниатюрными перламутровыми фрагментами.

Пройдя свой апогей, траектория летящих частиц соли меняется. Теперь они, подобно стрелам, устремляются вниз. Эти стремительные потоки, отпугивающие злых духов, изображены на ножнах с помощью мельчайшей резьбы, состоящей из множества мелких выемок. Каждая такая выемка покрыта лаком с серебряной пылью, отчего становится похожей на микроскопическое круглое зеркальце.На гарде (tsuba)  схватка двух рикиси. Одна фигура выполнена из медного сплава, другая вырезана из стали. Даже при беглом взгляде на сцену схватки видно, что борец, серая фигура которого словно соткана из воздушных потоков и грозовых туч, одерживает победу над своим вполне телесным и земным соперником, используя редкий по красоте и сложности прием ёритаоси (силовое опрокидывание на спину, при обоюдном захвате).

Перед нами  внутренний мир, мысленное, духовное видение схватки глазами борца сумо. Сила духа, праведность, внутренняя духовность берут верх над всем внешним, материальным и плотским. В каком-то смысле, душа рикиси одерживает победу над его бренным, материальным телом, делая его настоящим мастером, и, возможно, человеком, достойным носить звание yokozuna.Металлические вставки на рукояти (menuki) изготовлены в виде вращающегося, описывающего в воздухе восьмерки церемониального лука (танец с луком непременно исполняется на каждом чемпионате высшего уровня) и феникса, возрождающегося из пламени. Лук, по замыслу автора, даёт зрителю представление о том, что вся композиция посвящена богатырю йокодзуне (лук был и остаётся в современном сумо главным императорским призом и знаком отличия великих чемпионов), а изображение феникса  законченный смысловой ключ к пониманию всего меча в целом.Ножны украшены изображениями масок демонов, объятых неистовым пламенем. Пламенем низменных страстей и вожделений. Подброшенная в воздух соль, напоминающая взмах крыльев птицы, показывает духовный путь мастера сумо, как рождение (возрождение) феникса из этого пагубного, тёмного огня мирских желаний. Сам феникс в этой аллегории предстает перед зрителем как некий символ души, не пропускающей в себя всполохи пожара страстей, подобный непроницаемому, идеально отполированному (годами духовной борьбы) зеркалу.
вернуться
 
 
    Яндекс цитирования © 2010 Кортики мира - энциклопедия кортиков. Статьи, публикации, история возникновения кортиков в странах мира. Каждая статья сопровождается фото кортика, описанием, характеристиками.