Домой   Карта сайта   Контакты
       www.kortiks.ru
Кортики мира
Показать все статьи




Главная             Каталог кортиков             Статьи             Оружейные сайты             Контакты
Главная » Статьи » Иранский нож - кард

Иранский нож - кард



Основная информация о производстве кардов, приводимая европейскими авторами, относится к периоду правления династии Каджаров (1794-1925 гг. от P. X.) Так Floor одним из центров производства ножевого товара называет Исфахан, (см. Willem Floor, Traditional Crafts in Quajar Iran, Costa Mesa, 2003 r.)Местные ножовщики для изготовления ножей использовали стали различных видов. Наряду с обычной науг-лероженной - fulad, употреблялась также литая тигельная - ahane khoshk. Еще в середине XIX ст. иранские мастера могли изготавливать клинки очень высокого качества. Такими ножами резали железо без вреда для лезвия.Однако к 1870 г. оружейное производство Исфахана было практически разрушено экспортом дешевых европейских изделий. Поэтому ремесленники были вынуждены копировать шеффилдские ножи с тем, чтобы затем всучить их курдам, уже тогда видевших во всем, что делали «инглези» эталон качества...Современная терминология, используемая для описания карда иранскими историками, наряду с традиционными специфическими понятиями включает и современные термины, общие для всего холодного оружия (см. Manoucher Moshtagh Khorasani, Arms and Armor from Iran, Tubingen, 2006 r.)Клинок карда именуется tigh, рукоять  quabze. Характерное усиленное острие именуется либо традиционно sare-e kard, либо nok-e tigh. В Иране усиленное острие ножа или кинжала именуют также tokmeye makhruti или noke makhruti (см. Ezatollach Ashtari Tafreshi, Nezhat Ayyaran az Aghaz Та Doreye Pahlavi, - Движение «Айаран» в начале эры Пехлеви, Тегеран, 2000 г.)

Обушек клинка сохранил название posht-e kard, но лезвие именуется lab-e tigh. Верхняя часть рукояти сохранила неблагозвучное название рау-е kard. Лента между накладками рукояти именуется abanak. Ножны карда, как и любого другого оружия, носят название ghalaf, а их наконечник - kafshak.Интересно, что такой характерный для карда элемент его дизайна как нижнее/опорное кольцо не имеет специфического иранского названия. Для него Хо-росани использует английский термин -bolster (буквальный перевод - валок, подкладка, поперечина). К слову, эту характерную деталь столовых ножей, близких по устройству к карду, Павловские мастера-ножовщики еще в начале XX ст. именовали «баланец». «Баланец» отделял «лезу»/клинок от «сорочки»/хвостовика.Самый ранний из известных датированных кардов, описан в коллекции Мозера (см. Rudolf Zeller und Ernst F. Rohrer Orientalische Sammlung Henri Moser-Charlottenfels: Beschriebender Katalog der Waffensammlung, Берн, 1955 г.) Он датирован 999 годом Хиджры (1590 от P. X.) Остальные датированные карды из этого собрания относятся уже к XVIII ст.Наиболее ранние из датированных кардов в иранских собраниях также относятся к первым годам XVIII ст. - периоду правления шаха Хуссейна Сефевида (1694-1722 гг.). Их форма практически не отличается от позднейших изделий периода Каджаров. Для атрибутирования служат даты, надписи, стиль и декор изделий.Лучшие клинки кардов изготовлены из вутца. По характеру булатного (дендритного) узора - коленчатому и сетчатому их можно отнести к типам кирк-нардебан, кара-хоросан и кара-табан. Использовались также и более низкие сорта булата  шам, тигельная и науглероженная сталь.

В большинстве случаев клинок карда однолезвийный в сечении клиновидный, изредка встречаются обоюдоострые, в сечении ромбические клинки. В плане клинок обычно приближается к очень вытянутому треугольнику, скорее даже клину. При общей длине от 390 до 300 мм (двух средних размерах: 340-360 мм и 300-315 мм) и длине рукояти от 120 до 95 мм (обычно 105 мм), ширина клинка в пяте составляет 32-26 мм (в среднем 30 мм), а в середине длины клинка - 22-27 мм (в среднем — 25 мм). Клинок массивный, толщина в пяте, как правило, достигает 10 мм. Обушек обычно слегка выпуклый, переходящий в невысокую грань.Относительно наличия усиленного острия (sare-e kard) Хоросани высказывает предположение, что такая форма была скорее присуща ранним изделиям периода Сефевидов. Примером тому  три датированных карда из музея Реза Аббаси. Хоросани также принимает мнение Ховарда (Dan Howard) о том, что подобное усиление острия имеет не «бронебойное», но более прозаическое предназначение  защищает острие при попаданиях в кость.Что касается формы нижнего коль-ца/баланца, то Хоросани принимает классификацию Целлера и Ререра, которые выделяют три типа: аХ собственно баланец в форме диска, сформированный продолжением клинка, б) такой же, но - фацетированный, в) опорное кольцо из накладных плашек. Изредка встречается кольцо обоймица с дополнительной оплеткой - basmerkari, типичной для рукояти сабли шамшира.

Наиболее распространенной формой рукояти карда является комбинация широкого рукояточного средника с двумя накладками. Сравнительно реже встречаются рукояти из сплошного че-рена, насаженного на хвостовик. Обычный материал - слоновья или моржовая кость. При этом последняя считалась более прочным, долговечным, красивым и менее скользящим в руке материалом, чем слоновая. Более ценной считалась моржовая кость со вкраплениями черных пятнышек, так называемая shirmashi jawhardar. Ее рисунок гармонировал с булатным узором клинка (tigheye jawhardar). Еще одним распространенным материалом была черная кость буйвола. Сравнительно редко встречаются сплошные металлические рукояти, обычно отделанные эмалью.Более массивные карды большего размера имеют массу без ножен 500-400 г, более легкие и несколько меньшие  350-250 г. При таких характеристиках оружия невольно возникает соблазн отнести кард к ножам, предназначенным также и для метания. Тем более что полный набор оружия, наряду с кардами, включал также «ханд-шар», носимый за поясом с правой стороны. Однако какие-либо прямые указания на метание ножей в иранских источниках отсутствуют.Ножны карда обычно изготовлены из двух деревянных дощечек и покрыты кожей, чаще - шагренью черного или зеленого цвета, также парчой или бархатом. Кожаный манжет мог охватывать до 2/з рукояти. Встречаются также металлические ножны с эмалевым покрытием.Клинок, рукоять и ножны карда, как правило, отделаны в одном стиле. Следует внести ясность в названия и технологию различных ювелирных техник, употреблявшихся иранскими мастерами, тем более что подобные техники золотой/серебряной насечки использовали и кубачинские мастера. Европейские авторы (Floor) упоминают две основные техники нанесения золотой/серебряной насечки: zarneshan/talakub/noghrekub -с глубоким и koftegari - с поверхностным наложением золота/серебра. Ряд авторов (Zeller и Rohrer, Pant) упоминают еще технику tahneshan, однако первые при этом ошибочно указывают ее отличия от техники zarneschan.

Современный толковый словарь персидского языка (Dehkhoda, Logatname) объясняет технику zarneshan как заполнение золотом фона рисунка, когда золото может выступать над поверхностью стали, a tahneshan как всечку золотом самого рисунка, с последующей полировкой того вровень с фоном. В технике koftegari золото наносится на предварительно насеченную поверхность.К наиболее характерным сюжетам, исполняемым в данных техниках, относится сцена со львом, разрывающим газель либо с двумя газелями, размещаемая на пяте клинка. Она встречается уже на самых ранних датированных изделиях (999/1590-1591 гг.) Столь же типичным является и флористический, более или менее стилизованный, орнамент.Надписи на кардах можно разделить на две основные группы: клейма мастеров, реже  владельцев, оба нередко датированные и представляющие собой инскрипции религиозного/морализаторского содержания.Примером изделия с клеймами всех трех родов может послужить кард из Reza Abbasy Museum.Клеймо мастера Amal-e Resa (сделал Реза), исполнено простой гравировкой на клинке. Надпись на обушке клинка между накладками гласит Saheb Seyed Kazem Beik 120 (хозяин/господин  владелец сеид Казем-Бек 1120/1708). Надписи на пяте клинка с обеих его сторон представляют собой айаты из сур Корана: 13 айат суры «Апь-Сафф» - фраза, широко распространенная в надписях на оружии «помощь от Бога и победа близко», также, 1 и 2 айаты суры «Ан-Наср». На ленте-абнаке нанесены обращения к Богу, например, очень распространенное «во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного».


вернуться
 
 
    Яндекс цитирования © 2010 Кортики мира - энциклопедия кортиков. Статьи, публикации, история возникновения кортиков в странах мира. Каждая статья сопровождается фото кортика, описанием, характеристиками.