Домой   Карта сайта   Контакты
       www.kortiks.ru
Кортики мира
Показать все статьи




Главная             Каталог кортиков             Статьи             Оружейные сайты             Контакты
Главная » Статьи » Гумбай - нескладной цельный веер

Гумбай - нескладной цельный веер



В руках опытного мастера тэссен представлял собой грозное оружие с очень широкими возможностями. Техника тэссендзюцу предполагает работу как со сложенным веером, так и с развернутым. В сложенном положении он превращался в небольшую дубинку (явара), а в раскрытом  становился маленьким щитом с очень острой кромкой. Тэссеном можно было блокировать (уке), отводить (нагаси) и прижимать (осаэ) холодное оружие нападавшего, наносить ему прямые (цуки) и круговые удары (ути). Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер. Точный удар тэссеном, нанесенный в висок или горло мог легко вызвать смертельный исход. Боковые поверхности веера использовали для постановки защитных блоков. Острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук ).

В технике тэссендзюцу широко использовались удары по болевым точкам (атэ-вадза), поражение которых могло вызвать самые разные повреждения: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти. Ударив в определенное место под коленом, например, можно было вызвать судорогу мышц и обездвижить соперника. Удар по запястью обезоруживал противника или ослаблял захват. Тэссеном можно было фехтовать, отводя удары меча круговыми движениями и даже разоружить нападавшего, зажав лезвие между стальными ребрами веера и резко дернув на себя. На близкой же дистанции с помощью тэссена противнику закрывали обзор. Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания.С развернутым тэссеном можно было защищаться от метательного оружия, используя веер как щит, отражая стрелы, сюрикены и дротики, и даже метать его в противника.Эффективность тэссена повышается при использовании его в сочетании с другим оружием, например в паре с ко-дати исключительно эффективным мог оказаться дзюдзи-домэ (скрестный блок), позволяющий на долю секунды задержать оружие противника и провести контратаку.После запрета в 1588 году специальным указом носить оружие всем, кроме представителей самурайского сословия, искусство тэссендзюцу, наряду с бодзюцу (боем на посохах) и некоторыми другими видами кэмпо, предполагающими использование в качестве оружия бытовых предметов (нунчаки, тонфа, саи), приобрело особую популярность у представителей разных общественных классов. Тэссен, находящийся за поясом в сложенном виде, практически не отличался от обычного веера из рисовой бумаги. Очевидно, что человек, имеющий при себе лишь веер, на первый взгляд не представлял опасности для вооруженного воина в доспехах. Но неожиданные приемы использования этого «мирного» предмета зачастую позволяли победить противника с мечом, копьем или алебардой.По этой причине не оставили без внимания боевой веер и «ночные оборотни»  ниндзя-синоби. Исходя из специфики своей деятельности (шпионаж, диверсии, заказные убийства и т.д.), ниндзя предъявляли ряд особенных требований к своему вооружению.Не вдаваясь в подробности (тем, кто интересуется предметом, рекомендуем прочесть книги Д. Дрэгера «Нин-дзюцу  искусство быть невидимым», Д. Дрэгера и Р. Смита «Азиатские боевые искусства» и Э. Адамса «Ниндзя. НевиЯпонский самурай со сложенным боевым веером в руке

димые убийцы») отметим, что по определению все оружие лазутчика-синоби должно было быть легким, компактным и эффективным. Тэссен вполне соответствовал этим требованиям и, кроме того, удачно вписывался в традиционную маскировку ниндзя, которые для выполнения своих миссий часто перевоплощались в обычных крестьян или горожан, торговцев, бродячих актеров. Ниндзя усовершенствовали конструкцию боевого веера и привнесли несколько специфических элементов в технику владения им. Они стали прятать в веере миниатюрные метательные ножи, которые при резком раскрывании выбрасывались в лицо противника.Так же в складках тэссена укладывались мешочки с кайенским перцем, ослеплявшим противника при распылении, или нервно-паралитическими ядами, в изготовлении которых ниндзя были признанными мастерами.Воины ночи, славившиеся своей изобретательностью, придумали даже хитроумный метательный механизм арбалетного типа для метания дротиков и небольших ножей, устанавливавшийся в веере.

Конечно, тэссен не был столь популярен у синоби, как, например, ка-суригама, кекэцу-сегэ (кинжал с дополнительным лезвием-крюком) или фукибари (духовая трубка для метания отравленных дротиков), но имеются неоспоримые документальные подтверждения канонизации боевого веера в Кисин-рю - одной из школ ниндзюцу Кога.К середине XVI века искусство владения боевым веером преподавалось более чем в ста рю (самурайских школах единоборств). Одной из первых тэссен канонизировала Синкагэ-рю, славившаяся своими бойцами на мечах. Основателем школы был легендарный фехтовальщик Камиидзуми Исэ-но ками Но-буцуна, снискавший себе славу при обороне замка Минова-дзе в провинции Кодзукэ, который осаждал сам великий Такэда Сингэн, а один из эпизодов, произошедших позднее во время его «рыцарских странствий», лег в основу знаменитой сцены освобождения ребенка из лап разбойника в культовой кинокартине Акира Куросава «Семь самураев». Камиидзуми был не только великолепным мастером кен-до, в совершенстве овладевшим искусством самых известных на то время школ Кагэ-рю и Катори синто-рю, но и славился своими навыками обращения с боевым веером.Приемы нападения и защиты таким оружием были достаточно сложны, требовали великолепной реакции и отточенности движений. Их, наряду с техникой владения алебардой (нагинатой), изучали почти все женщины в самурайских домах, чтобы в случае необходимости постоять за себя. Хотя ни тэссен, ни нагината не считались в Японии «женским» оружием.


вернуться
 
 
    Яндекс цитирования © 2010 Кортики мира - энциклопедия кортиков. Статьи, публикации, история возникновения кортиков в странах мира. Каждая статья сопровождается фото кортика, описанием, характеристиками.