Домой   Карта сайта   Контакты
       www.kortiks.ru
Кортики мира
Показать все статьи




Главная             Каталог кортиков             Статьи             Оружейные сайты             Контакты
Главная » Статьи » Былому нет забвения

Былому нет забвения






Ещё до начала Первой мировой войны по инициативе государя здесь было начато широкомасштабное строительство храмов, казарм, административных и общественных зданий, составивших целый ансамбль, выдержанный в русском стиле XV — XVII веков. Этот стиль появляется на рубеже столетий. Он вызван к жизни повышенным интересом к средневековой истории России, попыткой гармоничного соединения прагматических ценностей века XX с благочестием и духовностью Руси. Как правило, исследователи называют нескольких архитекторов, работавших в начале XX века над проектами зданий Царского Села. Это гражданский инженер С.Ю. Сидорчук, придворный архитектор В.Н. Максимов, архитектор дворцового управления С.А. Дани-ни, архитектор С.С. Кричинский, академик архитектуры В.А. Покровский. С.Ю. Сидорчук известен как автор деревянной церкви на Братском кладбище, возведённой в 1915 году. В.Н. Максимов также человек для Царского Села не посторонний. По его проектам были возведены государев вокзал и «казачьи казармы». Хочется вспомнить два нереализованных проекта комплекса казарм Собственного Его Императорского Величества Железнодорожного полка, выполненных Сидорчуком в 1913 году и Максимовым в 1916 году. Чей бы проект ни был принят, он бы очень украсил резиденцию, но, главное, проекты показывают, с каким грандиозным размахом предполагалось осуществить строительство.Ратная палата во всей своей совокупности, то есть центральный корпус зрительного зала с галереями, башнями, жилыми помещениями и хозяйственными дворами, в плане представляет собой неправильный, несколько продолговатый пятиугольник. Эту форму палаты предопределила геометрия части парка, отведённой под строительство.


В числе произведений изобразительного искусства шесть рисунков Е.Е. Лансере, две акварели М.В. Добужинского, два эскиза Н.И. Кравченко  «Лубковский перевал в Карпатах» и «Кирасир полка Вильгельма II, взятый в плен под Варшавой», а также картина С.Масловского «Под Ченстохо-вым». В пояснении к последней картине, запечатлевшей эпизод, имевший место под стенами знаменитого католического монастыря в Польше, значится: «Один из немецких солдат-католиков умоляет простить его святотатство за направленную пушку против монастыря «Чудесной Божией Матери». Отдельное место на выставке было отведено иконам с изображением святых князей-воинов Александра Невского и Тимофея Довмонта.В ноябре 1914 года Лансере и Добужинский первыми из художников отправились на фронт для натурных зарисовок. Добужинский по поручению общины св. Евгении тогда побывал на Польском фронте, а в феврале-марте следующего года  на самом ответственном, Галицийском. В 1916 году он совершил ещё две поездки на фронт: весной  на Киевский, а в сентябре  на Юго-Западный в военносанитарном поезде. Добужинским за время войны было выполнено около сотни акварелей и рисунков, портретов сестёр милосердия, офицеров и солдат.

А Е.Е. Лансере добровольно отправляется на Турецко-кавказский фронт. Кавказ давно занимал художника, с ним он будет связан многие годы. В собрании Е.А. Третьяковой оказались по описи выставки 1915 года в манеже Адмиралтейства следующие работы Лансере: «Пластун Иван Галаган», «Пластун на посту», «Катак, турецкое пограничное селенье», «Арха-ве  высоты, окружающие Арха-ве»  и два рисунка, обозначенные как «Саракамыш». Сам Е.Е. Лансере, в конце жизни подразделяя свои графические работы, выделяет кавказскую тему «... романтизм «Хаджи-Мурата» и реализм, начиная с Кавказского фронта...». В собрании Третьяковской галереи ныне хранятся две работы Е.Е. Лансере, названия которых близки тем, которые принадлежали некогда Е.А. Третьяковой: «В окопах под Саркамышем» и «Кубанец-пластун». Третьяковской же галерее принадлежит более поздняя, живописная серия работ Е.Е. Лансере 1942 года «Трофеи русского оружия», невольно ассоциирующаяся с замыслом музея в Ратной палате и «Выставки войны  наши трофеи» 1915 года.Летом того же 1915 года Добужинский и Лансере устроили выставку своих фронтовых работ. Около семидесяти работ выставил Добужинский. Е.А. Третьякова подарила для экспозиции в Ратной палате две его акварели: «Костел в Полично» и «Пленный галичанин». Только первая из них включена в первый каталог работ художника, составленный Г.И. Чугуновым, в раздел «1914—1915. Фронтовые зарисовки». Больше половины этих работ не имеют в каталоге указания на сегодняшнее место хранения как выявленные только по названиям, местонахождение которых неизвестно или же они погибли вовсе. К их числу относится и акварель «Костел в Полично».


В Царское Село доставлялись также военные трофеи, особо ценные из которых представляли самому императору. Так, 13 октября 1914 года в кленовой гостиной Александровского дворца императорской семье представляли австрийские знамёна, взятые нашими солдатами в ходе Перемышльской операции. Многие из таких трофеев либо отправлялись в артиллерийский музей, либо оставлялись для Ратной палаты.Прошло 90 лет. Подводя итог миновавшему столетию со всеми его войнами и катаклизмами, следует помнить, что Первая мировая стала первой крупномасштабной войной, которая имела влияние на историю всего последующего века. Стоит ли говорить о том, что война дала толчок к революционным преобразованиям внутри страны и перешла в Гражданскую войну.

Сегодня памятники Первой мировой войны, находящиеся в Царском Селе, предлагается рассматривать в комплексе:

1)    Братское кладбище с церковью;

2)    Софийский собор и памятный знак на месте квартирования Лейб-Гвардии Гусарского полка;

3)    Церковь Святого Юлиана — храм Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка;

4)    Ратные палаты — музей Первой мировой войны.

Восстановление первого в России Братского кладбища в том виде, в каком оно было изначально, после того как его срыли бульдозерами, представляется невозможным.Автор проекта восстановления Екатерининского дворца и Янтарной комнаты архитектор Александр Александрович Кедринский предложил своё видение будущего мемориала на месте уничтоженного кладбища. Тогда ещё была надежда восстановить могилы, но, к сожалению, в настоящее время из нескольких тысяч погребённых известны имена только 71 человека, и, уж конечно, невозможно найти именно их захоронения.Кроме того, проект Кедринско-го сохранился только в копиях  подлинник оказался утрачен. На основе этого проекта предлагается создать мемориал памяти воинов, павших на полях сражений Первой мировой, который должен включать в себя:

1)    стелу памяти погибших в Великой войне;

2)    памятные знаки, посвящённые родам войск русской армии, и на месте деревянной церкви;

3)    храм вместо временной деревянной церкви, уничтоженной в 1938 году.

Проект храма был создан архитектором Антоновым, ив 1916 году его утвердил император Николай II. Проект стелы предложен В.Н. Филипповым (руководитель проекта) и военными архитекторами, докторами архитектуры М.А. Буниным и В.И. Мухиным. Особенно сложная задача — воссоздание музея Первой мировой войны в Ратных палатах. Для такой масштабной работы осталось очень мало времени, так как экспозицию надо открыть не позднее августа 2014 года  100-ле-тия начала Великой войны. Кроме экспозиции, в которой должна быть показана полная и яркая картина истории освещаемых событий, необходима целая инфраструктура, которая сделает музей притягательным клубом и научным центром, местом отдыха и площадкой познавательных исторических игр. Пожалуй, только частный капитал может ныне осилить эту задачу. Для достижения этой цели предлагается создать музейный центр «Ратные палаты».В прошлом году 11 ноября б 11 часов 11 минут — в день, час и даже минуту подписания мирного договора, которым в 1918 году завершилась Первая мировая война, — на месте Братского кладбища была открыта памятная стела. Это первый шаг к созданию комплекса, который должен стать центром паломничества всех, кому дорога история нашего Отечества. У его истоков  коллекция, собранная Е.А. Третьяковой.


Всю ночь накануне 11 ноября лил дождь. Появились опасения, что он размоет землю, накануне привезённую для клумб. Тогда нам пришлось бы в прямом смысле месить грязь. В 1805 году Наполеон заметил, что Польша, кроме земли, огня, воздуха и воды, обладает ещё одной стихией  грязью. Очень не хотелось, чтобы это утверждение полководца распространилось и на Царское Село. Господь услышал нашу мольбу. С утра дождь кончился, установилась холодная, промозглая, самая что ни на есть питерская погода. Последние приготовления к приезду гостей, и вот уже к половине одиннадцатого стали подтягиваться военные училища, кадетские корпуса и те, кто счёл своим долгом поклониться памяти героев Первой мировой. Приехали и гости из Москвы. Известный историк, писатель, публицист, глава Парижского отделения российского «Института демократии и сотрудничества» Наталья Нарочницкая и её коллега Елена Рудая прибыли из французской столицы, где проводили конференцию, посвящённую этой войне. Прибыл и Александр Федотов заместитель директора библиотеки-фонда «Русское зарубежье», с которым музей предполагает в перспективе серьёзно сотрудничать. Старались, чтобы самый впечатляющий момент открытия пришёлся на 11 часов 11 минут  ведь именно в это время в ноябре 1918-го окончилась Первая мировая






вернуться
 
 
    Яндекс цитирования © 2010 Кортики мира - энциклопедия кортиков. Статьи, публикации, история возникновения кортиков в странах мира. Каждая статья сопровождается фото кортика, описанием, характеристиками.